И то правда - обывателей, не окунувшихся в сложную "романтику" коллекционирования запчастей для довоенных мотоциклов, редкости особо не волнуют. Фанатов "Восходов", "Уралов" и "ПСов" много, но и им не с руки опознавать по фото довоенный мотоцикл. Остаются, в принципе, только завзятые "старпёры" - те десятки (а не сотни) людей, которым интересна мотоистория 30-40-ых годов и ранее.
Посему будем добиваться "популяризации" старых, кажущихся недоступными, объектов. Они же - часть нашей истории, истории наших семей. И дело даже не в патриотизме. Ты никогда не видел такого мотоцикла? А дед или прадед твой видел. Может, и не ездил даже. А просто встречал. Для него это была такая же часть бытия, как и лозунги "Решениям ..-го съезда КПСС будем верны". Наверное, часть жизни не такая нудная, как эти политические призывы, а поинтереснее...
Вот и эти фото, что я демонстрирую, имеют свою "биографию", связанную с историей нескольких поколений одной семьи. В 1933-34 годах свою дипломную работу в Ленинградском автодорожном институте подкрепил практической работой - фотоальбомом - один студент - Николай Грозмани. На снимки попали довольно редкие машины и даже разобранные в учебных классах танкетки...
На трёх снимках (сделаны они практически с одного и того же ракурса) представлен и мотоцикл. И всё бы ничего... Но по этому мотоциклу студенты не только изучали матчасть. Они на нём учились ездить. Да и как было упустить такую возможность в стране, где мотоцикл по тем временам всё ещё был большой редкостью!
Для студента Грозмани, выступившего в роли фотографа, Л-300 также стал первым двухколёсным транспортным средством. Именно на нём он сдавал на водительские права. Не думаю, что ему было по силам приобрести такой мотоцикл в личное пользование - "Октябрей" было выпущено не более 19 тыс. экземпляров, бОльшая часть которых попала в Вооружённые силы и госструктуры. Да и как таковой частной собственности в те годы не существовало. Но память об Л-300 осталась на всю жизнь. И не только для него самого: Николай Грозмани не особенно тяготел к мотоциклам (в 1945 году его за заслуги перед Родиной даже премировали трофейным мотоциклом BMW, но он предпочёл продать его и копить на автомобиль). Зато этот альбом с фотографиями обнаружил в своих архивах совсем недавно его сын Юрий Грозмани, калининградский журналист, общественный деятель (он один из активистов "АвтоРетроКлуба-Калининград"), автор многочисленных книг.
Для него и его семьи эти фотографии - часть безвозвратно ушедшей эпохи - сложной, противоречивой и, может быть, даже жестокой. Но это же - и часть истории семьи. Я уверен - иллюстрации будут отсканированы, переведены в электронный вид. А удача с обнаружением альбома с подробным его рассмотрением окажется частью какой-либо публикации - в газете или книге. И это - правильно.
P.S. Я не слишком много написал? Ну, если кто-то просто пробежал глазами по тексту, добавлю: этот мотоцикл - не "Иж"! :-)